10 актуальных трендов рынка торговой недвижимости в России
Заканчиваются опасения насчёт кризиса. Страхи и опасения о том, что Россия будет изолирована полностью и вся экономика встанет, не оправдались. Российская экономика и индустрия ТЦ адаптировались к глобальному кризису, вызванному геополитикой, и перешли из острой стадии к новой реальности и продолжается та трансформация ТЦ, которая началась ещё с ковида.
Импортозамещение проходит по-разному в больших моллах и районных центрах. Импортозамещение состоит из двух частей: достаточно успешное замещение у самих ритейлеров импортных товаров на российские, примерами тому являются супермаркеты, рестораны и кафе. Вторая часть — это зарубежные бренды, прежде всего — магазины одежды. И в этой сфере мы не ожидаем быстрого импортозамещения.
Размер имеет значение. Кризис показал, что ТЦ небольшого размера оказались более кризисоустойчивыми и доходными, чем крупные. Мы предлагаем профессиональным аналитикам разделять индустрию ТЦ на 2 подотрасли. Первая — это большие моллы, которые уже много лет переживают кризис в Америке (хотя в Азии чувствуют себя отлично), а вторая — это комьюнити-центры или сити-центры, т.е. городские, районные, многофункциональные центры, ТЦ на транспортных узлах. Сегодня это вообще два разных бизнеса и размер имеет принципиальное значение! Наша бизнес-модель — «лучше 10 ТЦ по 10 тыс. кв. м каждый, чем один на 100 тыс.» — дала нам максимальный эффект и устойчивость.
Покупательские тренды изменились. Покупательские предпочтения регулярно меняются и последние 2 года особенно. Люди тратят меньше времени на покупки, шопинг стал более осознанным и рациональным. Это не значит, что покупатели совсем откажутся от многочасовых походов по крупным моллам, но их переориентация на ТЦ у дома и на транспортных узлах уже идет. Шопинг или встречи в кафе сегодня всё больше проходят по пути привычного маршрута человека, около дома или работы.
Редевелопмент и реконцепция нужны всем. Кризис — всегда хорошее время для модернизации и обновления. ФПК «Гарант-Инвест» за четыре года реновировала 13 своих ТЦ. У нас это комплексная «Программа РЕ» — редевелопмент, реконцепция, ребрендинг, реинжиниринг и т.п.
Новый взгляд на ОРЕХ. Кризис, начиная с ковида, уменьшил арендные доходы и заставил всех нас гораздо серьёзнее управлять расходами. Новый тренд — это иной взгляд на ОРЕХ и на рациональное потребление, более глубокое понимание того, как мы тратим ресурсы, прежде всего тепло, воду и электричество. Поэтому мы по-новому занимаемся ресурсосбережением. У ФПК «Гарант-Инвест» есть собственный реестр «62 зелёные технологии в недвижимости» и мы очень сильно продвинулись в комплексном их внедрении.
Новая арендная политика. Взаимоотношение «арендатор — арендодатель» в очередной раз проходят серьёзный стресс-тест на надёжные долгосрочные и партнёрские отношения. У нас 430 арендаторов и по меньшей мере с 95% мы мы ведём очень конструктивный диалог. Мы уверены, что нужно находить компромисс, делить риски и управлять ими. И для нас очень важно, насколько собственники и менеджмент арендаторов смотрят в будущее.
Изменение маркетинга. Мы видим, насколько маркетинг поменялся, прежде всего уходя в digital. Стал ультраважен выбор каналов коммуникаций для каждого отдельного объекта. Наши ТЦ учатся не просто воздействовать на целевую аудиторию, а разделять её на группы и с каждой выстраивать свои наиболее эффективные каналы коммуникаций.
Интерес у девелоперов и инвесторов к строительству ТЦ изменился. Темп строительства новых ТЦ замедлился за последние 2-3 года. С одной стороны, это настораживает инвесторов, с другой стороны, уменьшилась конкуренция и увеличилась потребность в ТЦ, особенно на фоне масштабной застройки жилья. Мы не стали останавливать строительство МФК WESTMALL именно из-за того, что рядом строится 17 ЖК, потребность в инфраструктуре огромная и интерес арендаторов очень высокий.
Торговые центры нужны! Торговые центры важны! Все разговоры в ковид, что всё уйдёт в онлайн и никто не будет ходить в ТЦ, не оправдались. Торговые центры всегда нужны и всегда будут! Мы видим, что нужны качественно новые ТЦ. Для примера приведу наш флагманский проект МФК WESTMALL. Он олицетворяет новые стандарты коммерческой недвижимости в Москве, существенно отличается от 18 уже построенных нами комплексов. Это городской центр нового поколения.
Будьте в курсе всех событий АО "Коммерческая Недвижимость ФПК "Гарант-Инвест"!
Подпишитесь на нашу рассылку и узнавайте первыми о новых проектах, новостях компании, анонсах и другой важной
информации!